Эффект Кулешова

Оказывается при  монтаже ленты (компьютерном монтаже сейчас),  впечатление от кадра меняется, в зависимости от того, какой кадр стоит за ним. Это странное явление заметил Лев Влади́мирович Кулешо́в (1899—1970) —  кинорежиссёр, сценарист и теоретик кино.  И написал о нем в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году.

Чтобы доказать, что это было не случайное совпадение, Кулешов проделал эксперимент. Сначала сняли крупным  планом актёра Мозжухина. Мозжухин сидит с каменной мордой, безо всякого выражения.  Потом  сняли  3 других крупных плана: тарелка горячего супа; ребёнок в гробу; соблазнительная девушка на диване. Потом плёнку с актером разрезали  на три части. После этого каждую из трех абсолютно идентичных морд  склели с кадрами тарелки с  супом, с кадрами ребёнка в гробу и с кадрами девушки на диване. Получилось три монтажных куска с одним и тем же портретом Мозжухина вначале. Потом  Кулешов показал склейки небольшой аудитории коллег по кинопроизводству.

Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга поняли, что на первом фрагменте герой голоден и радуется хорошему обеду, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. И это несмотря на то, что выражение лица актёра во всех трёх случаях было, одним и тем же, так как это был один и тот же кадр.

Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова».

Зритель подсознательно испытывает эмоциональные реакции на каждую последовательность изображений, а затем приписывает эти реакции актеру.  И  «видит:  в его бесстрастном выражении  лица собственные чувства.

По мнению Кулешова, кино состоит из фрагментов и сборки этих фрагментов, сборки элементов, которые на самом деле различны. Поэтому важно не содержание изображений в фильме, а их комбинация.  В этом эксперименте Кулешов продемонстрировал необходимость  монтажа как основного инструмента киноискусства.

Кулешов считал, что это наряду с монтажом должно было стать основой кино как самостоятельной формы искусства

Сам эксперимент приобрёл мировую известность и наряду с «географическим» экспериментом Кулешова стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.

Источник